(Венгерский Алексей Иванович; † после 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки. Его отец «литвин» Криштоп (Иван Савельевич) Венгерский, уроженец Берёзовского повета, «пахолок пана воеводича витепского Сопеги королевичевы роты», был взят в плен в Медынском у. и в 1618 г. сослан в Тобольск, где служил казаком, потом казачьим атаманом, а в 1633/34 г. был поверстан в дети боярские, в 1634-1635 гг. он являлся приказчиком Н. Ницынской слободы. В 1647/48 г. в тобольские дети боярские был определен его сын Алексей, ок. 1658/59 г. принявший монашество в Кодском (Кондинском) Троицком мон-ре. Здесь А. сблизился со строителем иером. Иваном Кодским, по поручению к-рого в 1665/66 г. ездил в Москву «бити челом» о монастырских нуждах. В кон. 1667 - нач. 1668 г. А. появился в Тобольске, вступил в «спор о вере» с властями, за что был сослан в туруханский Мангазейский во имя Святой Троицы мужской монастырь. Вскоре после возвращения оттуда он вместе с Иваном Кодским перебрался в принадлежавшую Кодскому мон-рю Троицкую пуст. на р. Исети, к-рая стала одним из центров местного раскола. Здесь А., будучи сторонником теории «чувственного антихриста» (см. Антихрист у старообрядцев), вел полемику с неизвестным старообрядческим писателем из Далматова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, автором послания «Об антихристе и тайном царстве его». В 1682 г. вместе с Иваном Кодским А. оказался в Утяцкой слободе Тобольского у., где в конце дек. этого года произошло массовое самосожжение старообрядцев, явившееся откликом на стрелецкое восстание в Москве. Незадолго до этого А. вместе со слободчиком Ф. Иноземцевым от имени собравшихся в слободе написал несохранившуюся «сказку», излагавшую причины отказа участников «сборища» приносить присягу новым государям Иоанну и Петру Алексеевичам (см. Иоанн V и Петр I). После утяцкой «гари» А. вместе с Иваном Кодским скрывался на р. Ирюм в Тюменском у., а ок. 1686/87 г. перебрался на острова в Бахметских болотах за Дальн. Кармаками. В эти годы А. установил контакты с видным донским (впосл. ветковским; см. Ветка) расколоучителем иером. Феодосием, а также вел полемику о допустимости самосожжений и о сущности антихриста с деятелем урало-сибир. старообрядчества Я. Б. Лепихиным. Разногласия во взглядах не мешали А. и его оппоненту сотрудничать - ок. 1690 г. по их инициативе под Тюменью был созван старообрядческий собор, о чем сообщает в «Сибирских посланиях» их обличитель Тобольский митр. Игнатий (Римский-Корсаков).
В кон. дек. 1701 г. скиты А. на болотах были разгромлены, а сам он арестован. Вместе с конфискованной б-кой из 22 рукописных и старопечатных книг его доставили в Тюмень, затем в тобольский архиерейский дом, откуда он вскоре бежал, вернулся на Ирюм, в свою старую пустынь, где и умер. Тело А. было по его завещанию перенесено на Дальн. Кармаки и похоронено на острове рядом с могилой Ивана Кодского. Вплоть до недавнего времени на Авраамиев о-в совершались массовые паломничества окрестных старообрядцев, т. к., согласно местным верованиям, могилы старцев обладают целебной силой.